Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Антропософия
[ ] 27.07.2008, 14:37

 от греч. anthropos — че­ловек и sophia — мудрость) — выделившееся из теософии учение о человеке как "духовной лич­ности". Основана нем. философом Р. Штайнером в 1913 г. Антропософы рассматривают человека как существо, имеющее как земное, так и кос­мическое происхождение, и ставят своей задачей их раскрытие путем особых упражнений, углу­бления в свой внутренний мир, большое значение придается соответствующим методам воспита­ния. Все это, по их мнению, призвано выявить в человеке его духовное активно-творческое на­чало, гармонизировать его разум и волю, с тем чтобы с помощью "живого сознания" он смог преодолеть бесформенную стихию хаоса жизни и мысли и в конечном счете победить смерть. В России антропософское об-во было открыто уже в 1913 г. и просуществовало до 1923 г. Идеи А. активно поддерживали мн. деятели искусства и культуры: А. Белый, М. А. Чехов, Кандинский и др. А. Белый назвал А. "культурой жизни", в к-рой самосознание раскрывается как сознание. Самосознания, с акцентом на "со" и "Само". Для рус. символиста это есть прежде всего уче­ние о свободной мысли, к-рая раскрывается в культуре мысли, в ее ритмах и композиции. В нем логика и эстетика представлена как встре­ча двух жестов — "фаса", "лица" мысли — "ком­позиции" и жеста "профиля" — ритма мысли. Логика свободного мышления разворачивается как ритмико-композиционный процесс, к-рый может быть описан с помощью числовых ком­плексов. Философия, по убеждению А. Белого, способна быть "чистым знанием", если она до­ведет понятие знания до самосознающего созна­ния, до связи знаний, до духовного Я. Лишь философия свободной мысли открывает путь са­мопознания жизни индивидуума, народа, челове­чества. Утверждение теоретика символизма, что на самую философию надо смотреть как на "культуру мысли", "культуру культур", выводит ее на новый уровень рациональности. По убежде­нию А. Белого, ни иррационализм, ни методоло­гический рационализм не могут дать адекватное решение проблемы философии и культуры. Срыв в хаос чувственности и склеротизм мышления можно преодолеть лишь "волевым сознанием", культурой свободной мысли. Являясь человеком свободной мысли, А. Белый расплавлял статич­ную мысль в энергетически емких образах, со­здавая новые миры, к-рые одних восхищали, дру­гих возмущали, вызывая недоумение и непони­мание. Следуя А., А. Белый стремился в личност­ном "пути жизни" к раскрытию Я в многоликости и многострунности творческой деятельности. Идеи А. активно использовал в своем творчестве рус. актер М. Чехов. В работе "Об искусстве актера" он ставит задачу создать теорию ритма и композиции в применении к театру. Актер становится творческой личностью, когда в нем рождается высшее Я. "В минуты творческого вдохновения оно становится вашим вторым со­знанием наряду с обыденным, повседневным" (Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 265). Вдохновение, исходящее от высшего Я, сочетаясь со "здравым смыслом" эмпирического Я, рождает третье сознание, к-рое является душой сценического образа. В резуль­тате актер переживает раздвоение сознания: он одновременно актер и зритель, что давало ему как бы возможность оставаться в стороне от создаваемого им образа, наблюдать за "игрой" и за его "жизнью". В овладении своей пластикой, голосом, в понимании себя как существа теле­сно-душевно-духовного и способного преобра­жаться, помог Чехову, по его мнению, метод эвритмии Р. Штайнера. Согласные звуки речи, по Штайнеру, есть результат имитации внешнего мира, гласные — внутреннего. Каждый звук име­ет свой жест, свою пластику, позволяющую сде­лать его зримым. Чехов вместе с Белым орга­низовали кружок эвритмии для актеров МХАТа, учили их грамматике жестов, пластическому вы­ражению звуков. Идея "внутреннего звучания" становится основной в понимании "жизни кра­сок" Кандинского. Методы А. и теософии, по его мнению, дают возможность путем внутреннего познания, углубления внутрь себя, подойти к проблемам духа. Искусство, как наиболее восп­риимчивая форма духовной жизни, одно из пер­вых встает на пути живой культуры и нового понимания человеческого Я. Выявить художест­венную природу слова, музыкального звука, краски — значит раскрыть их внутреннее, духо­вное, а не внешнее содержание, и раскрыть эту "внутреннюю красоту" как творческий нерв жиз­ни души человека и человечества. "В этом случае органическая форма не является больше прямым объектом, а есть элемент божественного языка, который пользуется человеческим, ибо направля­ется человеком к человеку" (Кандинский В. В. О духовном в искусстве. С. 50). В настоящее время в России организован центр "Вальдорфской педагогики" (Москва), в к-ром активно раз­рабатывают и применяют в педагогической пра­ктике идеи А.

Ли т.: Штайнер Р. Очерк тайноведения. М., 1991; Он же. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М., 1993; Он же. Философия свободы. Ереван, 1993; Карлген Ф. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штайнера: из опыта международного движения вальдорфских школ. М., 1993; Белый А. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. М., 1917; Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992; Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986.


Автор:  Чистякова Э. И.

Категория: Мои файлы | Добавил: lado | Автор: Чистякова Э. И.
Просмотров: 744 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: