Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 27.07.2008, 04:22 |
Василий Васильевич Кандинский
Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря В декабре Кандинский регулярно приезжал в Россию, посетил Италию, Францию, Голландию и Швейцарию, работал в Амстердаме и Париже, побывал в Тунисе. С 1901 по 1914гг. спутницей его жизни была художница и ученица Габриэль Мюнтер. Кандинский дружил с художником П. Клее и композитором Ф. А. Гартманом, встречался и переписывался с Н. И. Кульбиным, Д. Д. Бур-люком, В. Д. Бурлюком, Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым. Участвовал в многочисленных выставках различных художественных объединений начала XX в. Василий Кандинский был первым художником, сумевшим не только создать новый художественный язык XX века, но и сформулировать его основные задачи, придать ему всемирную значимость. Его первая самостоятельная манера сложилась под сильным влиянием живописи импрессионистов. Работы этого периода представляют собой преимущественно небольшие натурные этюды. Начало было положено в 1901- 1903 гг. в Швабии и подмосковной Ахтырке. Следующий этап начинается в 1906 г. в Сен-Клу и завершается в 1908 г. в Мурнау, близ Мюнхена. Очаровательные в своей простоте деревенские пейзажи, виды усадеб, городские зарисовки, написанные свободными густыми мазками, постепенно приобретают черты все большей экспрессии. Чуть позже, около 1906-1908 гг., у Кандинского сформировалась новая манера, по характеру и сюжетам близкая «Миру искусства». Используя декоративный «мозаичный» мазок, Кандинский создавал полотна преимущественно на русские темы: древние парусники и торжища, красавицы и воины и т. д. Под влиянием мастеров немецкого экспрессионизма Кандинский освоил технику гравюры на дереве — ксилографию. Обобщение опыта мастеров экспрессионизма привело к рождению собственной экспрессии и первым опытам абстрагирования, воплощенных в альбомах гравюр «Стихи без слов» (М., Посещение Парижа в 1906-1907 гг. стало для Кандинского знаковым: он познакомился с творчеством Матисса, Делоне и Пикассо, перевернувшим его собственное представление об искусстве. С понятием цвета, усвоенным от Матисса, Кандинский не расстанется никогда: даже манера нанесения красок на холст будет порой напоминать о гениальном , французе. В освобождении от эстетики реализма начала выкристаллизовываться его собственная система. Кандинский искал пути к абстрактной живописи параллельно со многими знаменитыми мастерами. Поиски художника постепенно обрели четкие очертания. Его основополагающий трактат «О духовном в искусстве», изданный в 1912 г., стал первым провозглашением абстрактной живописи, облеченным в словесную форму. Открытие новой творческой методологии утверждения личности носит в его интерпретации характер пророчества: личность открывает широкий путь в искусстве через чувственное отношение к новому пафосу тотального жизнестроения. В 1911 г. он создал первую абстрактную акварель, в 1911-1913 гг. написал серии беспредметных картин: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Каждая из серий была наполнена собственным смыслом. Согласно замыслу автора, даже если картина беспредметна, в ней угадывается изобразительный подтекст. Но главный смысл заключен в колорите и композиции — средствах чистой живописи. Осуществление замысла проходит некий путь, который отделяет законченный образ от первых визуальных впечатлений или интеллектуальных замыслов. Так, все произведения оказываются разделенными на «импрессии», «импровизации» и «композиции», воплощающими стадии удаления от первичного импульса. «Импрессия», или «впечатление», бывает во многом случайна и передает эффект видимой натуры. «Импровизация» подразумевает подключение фантазии, переосмысление впечатления, высвобождение интуитивного начала, выражает впечатления внутренние. «Композиция» оказывается высшей и самой сложной формой проявления художника, апогеем творчества. Метод и стиль Кандинского окончательно сформировались в 1-й половине 1910-х гг. Главное начало в искусстве он видел в его духовном содержании. В качестве основного средства выражения этого содержания он определил особое сочетание беспредметных форм. Суть возвещенных им принципов выходила далеко за рамки художественных проблем. Расцвет творчества Кандинского как художника пришелся на 1913-1914 гг. Вообще, это время было самым значимым и, пожалуй, самым безмятежным периодом его творческой жизни. Кандинский был едва ли не единственным русским художником начала XX века, который преодолел не только государственные границы, но гораздо более глубокую пропасть — разницу национального мышления, русского и немецкого. Он равно принадлежит двум культурам, и невозможно без ущерба для объективной картины разделить на немецкое или русское то цельное, что он представляет собой как личность. Но, бесспорно, его новый путь в искусстве начался с Мюнхена, столицы югендштиля, немецкого модерна. Уникальная атмосфера культурной жизни увлекла Кандинского чрезвычайно. Он увлекался теософской литературой — книгой Е. Блаватской «Ключи теософии» и сочинениями Р. Штейнера и Э. Шюре. Многие термины для своих собственных литературных трудов Кандинский почерпнул из этих работ. Идеи европейского символизма, сформулированные в романе «Наоборот» К. Гюисманса и трактатом «О внутренней красоте» М. Метерлинка, не оставили его равнодушным. Современная немецкая поэзия и музыка также сыграли важную роль в формировании того, что стало впоследствии эталоном абстрактного искусства Кандинского. Помимо глубокого знания практически всех новейших веяний современного ему искусства Запада и России и личного знакомства с виднейшими его представителями, Кандинский скрупулезно изучал живопись старых мастеров, считая себя продолжателем европейской художественной традиции, -это его личная позиция, не характерная для авангарда в целом. Кандинский усвоил и развил традиции немецкого романтизма, с которым связаны представления о синтетичности искусств. Учение Гете о цвете находит отклики в произведениях художника. Романтически осознанная русская национальная традиция сыграла здесь не последнюю роль. Подобно всем великим мастерам своего времени, Кандинский был разносторонен в своем творчестве: помимо живописи и графики, он занимался музыкой и поэзией, его волновали также вопросы теории искусства. Театр, интерьеры, фарфор, одежда, мебель, фотография, кинематограф — далеко не полный перечень проявления его таланта. Значительную роль в жизни и творчестве Кандинского играли созданные им творческие союзы и педагогические центры. Первое образованное им в 1901 г. в Мюнхене художественное объединение мюнхенских символистов «Фаланга» («Рhаlаnх»), представляло собой выставочное и учебное заведение, где сам Кандинский преподавал, а в 1902-1904 гг. был его председателем. В 1909 г. он возглавил мюнхенское Новое художественное общество («Новая ассоциация художников»), возникшее в результате отказа организаторов Сецессиона принять новаторские произведения. В 1911 г. Кандинский из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник» («Dег Blаue Reiteг»). В 1912 г. выпустил альманах с аналогичным названием, который стал программным документом художественного авангарда. При создании всех этих сообществ главной целью было не эстетическое единство мастеров, а принципиальное объединение передовых художников различных стран. В начале Первой мировой войны Кандинский вернулся в Россию. Вскоре он женился на Нине Андреевской. В 1917 г. в его творчестве вновь появляются импрессионистические пейзажи. К 1918 г. относится большое количество примитивистских «стекол», расписанных маслом с использованием цветной фольги. После революции Кандинский был занят в основном реорганизацией художественной жизни. В январе В конце В 1920-1930-е гг. Кандинский создал альбом гравюр «Малые миры» ( В 1933 г., после прихода к власти нацистов, Баухауз был закрыт и Кандинский переехал во Францию, где поселился в Нейи-сюр-Сен, близ Парижа. В Германии в 1937 г. его работы были продемонстрированы на выставке «Дегенеративное искусство», а затем изъяты из музеев. В 1939г., художник, получив отказ в продлении немецкого паспорта, принял французское гражданство. В последние годы он поддерживал связи с деятелями международного художественного авангарда (А.Г. Явленский, А. Певзнер, Р. С. Делоне, П. Мондриан, X. Миро, Ф. Леже и др.) и русскими эмигрантами (А.Н. Бенуа, Л. Ф. Мясин, А. М. Ремизов, М. 3. Шагал и др.). | |
Категория: Мои файлы | Добавил: lado | |
Просмотров: 1958 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |